Тема:
Рост дохода
Статья

Ваша сильная сторона: исключительность или упорство

«Этот проект гениален, а его создатель неподражаем — куда уж мне до него», — такая точка зрения никуда не годится. Гипнотизируя себя чужими достижениями, в природе которых нам сложно разобраться, мы упускаем из виду нечто важное. Вероятнее всего за поражающими нас примерами успеха скрываются бесконечные часы тренировок и усердной работы людей, которые сумели распознать в себе необходимые способности, поставили цели, а главное, нашли силы, чтобы их реализовать.

Не так уж много людей знают, в чем их сильные стороны. И еще меньше тех, кто достаточно уверен в себе, чтобы превратить ценные качества в фундамент блестящей карьеры или перспективного бизнеса (при этом, впрочем, верно и обратное — интеллектуальная самонадеянность часто ведет к опасному невежеству). Между тем именно умение концентрироваться на своих сильных сторонах имеет первостепенное значение, писал Питер Друкер, пожалуй, самый авторитетный мыслитель в области управления.

Канадский социолог и писатель Малкольм Гладуэлл и вовсе предложил крамольную идею о том, что сам по себе талант еще ничего не решает

Разумеется, глупо отрицать значение таланта. Но также глупо считать, что те, кто им обделен, ни на что не способны. Необходимые навыки и знания может приобрести каждый, уверял Друкер. Математиками рождаются, но тригонометрия по плечу любому. То же относится к иностранным языкам и большинству дисциплин — технических и гуманитарных.

Канадский социолог и писатель Малкольм Гладуэлл и вовсе предложил крамольную идею о том, что сам по себе талант еще ничего не решает. А люди даже средних способностей (по общепринятым меркам и результатам тестов на IQ), напротив, могут многого достигнуть, если сделают две вещи: поймут, где у них наибольшие шансы преуспеть, и будут долго и упорно трудиться. И, вполне возможно, именно это приведет их к выдающимся результатам. Гладуэлл даже вывел круглую цифру — 10 000 часов. Примерно столько времени обычно хватает на то, чтобы освоить любое новое дело на протяжении любого отрезка жизни.

Рассеянные профессора, послушно плывущие по течению, не получают Нобелевскую премию. Ее получают те, кто целиком и полностью сосредоточен на достижении успеха

Конечно, такие выводы еще нельзя считать научно доказанной социальной нормой. И да, возможно, формула Гладуэлла не лишена художественных преувеличений. Траектория личного успеха слишком индивидуальна, а количество факторов, от которых она зависит, с трудом поддается подсчету, и это помимо элементарного везения. Но проницательный исследователь указывает на базовые закономерности, доказывая, что корреляция между способностями людей и результатом их деятельности далеко не всегда положительна: «Рассеянные профессора, послушно плывущие по течению, не получают Нобелевскую премию. Ее получают те, кто целиком и полностью сосредоточен на достижении успеха, и это качество не зависит от аналитических способностей».

Весомой составляющей таланта людей, биографию которых исследовал Гладуэлл (а это и участники группы The Beatles, и основатель Microsoft Билл Гейтс и ученый Билл Джой), является желание работать часами напролет семь дней в неделю — словом, тогда, когда большинство из нас предпочло бы расслабиться или отправиться спать. В итоге эта преданность своей работе и определяет судьбу: в какой-то момент уже не разберешь, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать.

Сложение благих намерений и таланта в сумме может дать ноль, если, как пишет Друкер, вы не прилагаете активных усилий к воплощению своего замысла: «Многие блестящие специалисты-теоретики, составляя план, зачастую убеждены, что идеи двигают горы. На самом деле горы двигают бульдозеры, а идеи лишь указывают, куда эти бульдозеры нужно отправить. Кроме того, специалисты-теоретики склонны считать, что прекрасно составленного плана достаточно для успеха. На самом деле после составления плана настоящая работа только начинается».

Инициативность и направленные сверхусилия за считанные годы превратили бесперспективную компанию в один из самых ярких международных брендов

Четкий, заранее проработанный план не всегда и нужен. Как считает Эрминия Ибарра, профессор INSEAD и известный специалист по организационному поведению, зачастую людям нужно действовать и только затем думать. Другими словами, она призывает не размышлять в бездействии.

Это относится к любому виду предпринимательства. Возьмем, к примеру, ресторанный бизнес.

Будущий миллиардер Говард Шульц никогда не был блестящим специалистом-теоретиком и, говоря откровенно, вообще не блистал интеллектом. В молодости он сумел поступить только в заштатный университет Северного Мичигана, да и то лишь благодаря тому, что хорошо играл в футбол (впрочем, карьера футбольной звезды Шульцу тоже не светила). Когда Шульц купил Starbucks, мало кто подозревал о существовании этой сети кофеен за пределами родного Сиэтла. Однако инициативность и направленные сверхусилия Говарда за считанные годы превратили бесперспективную компанию в один из самых ярких международных брендов. Был ли изначальный план в том, чтобы покорить мир? Едва ли. Скорее аппетит пришел во время еды.

Аналогичный процесс создания бренда (пускай и более скромного, нежели Starbucks) подробно изложен в книге «Каждый это может сделать: как мы строили Coffee Republic на нашей кухне», написанной основателями британской сети кофеен Сахар и Бобби Хашеми. Брат и сестра, в прошлом инвестбанкир и юрисконсульт, не имели опыта в ресторанном бизнесе, но во что бы то ни стало стремились его приобрести. Эти двое так отчаянно хотели погрузиться в мир кофе и стать экспертами в этой совершенно новой для себя области, что решили пройти весь путь самостоятельно. Так Сахар и Бобби постигали все тонкости своего бизнеса: выискивали любые полезные сведения, при всякой возможности учились, выполняли грязную работу. Но дело того стоило — все окупилось сторицей.

Основатель Warren’s Sausages приехал в Москву и наладил здесь мясное производство без какой-либо начальной подготовки и опыта в пищевой индустрии

«То, что мы сделали для этого, звучит очень просто, но это и есть настоящее исследование рынка, — пишут Хашеми. — Мы читали о кофе все, что могли найти, все, что кто-нибудь когда-нибудь написал. Мы говорили о кофе при любой возможности и друг с другом, и со всеми, кто был достаточно заинтересован, чтобы делиться с нами своей точкой зрения. Мы пили кофе, где могли и когда могли. Каждый раз, когда мы просматривали что-то отвлеченное (как, например, статью в журнале об общих вопросах бизнеса или сайт о вакантной площади внаем, или объявление для специалистов по недвижимости), мы пытались понять, как это может быть связано с нами, как это на нас воздействует. В результате мы стали замечать простые, элементарные вещи, на которые раньше никогда внимания не обращали».

В том же духе действовал и британский предприниматель Джон Уоррен: основатель Warren’s Sausages приехал в Москву и наладил здесь мясное производство без какой-либо начальной подготовки и опыта в пищевой индустрии. При этом он стремился быть всем сразу, совмещая обязанности генерального директора, бренд-шефа, технолога и продавца. Уоррена всерьез увлекло новое занятие, о котором еще вчера он не помышлял. Увлекло настолько, что предприниматель посвящал ему все свое время и силы. И в этом по сути был залог успеха, который продемонстрировала компания в совершенно новой для основателя области и вдобавок в чужой стране.

Страстный труд — не волшебство. Как писал Малкольм Гладуэлл, все мы можем усердно трудиться, а успех — не исключительная прерогатива даровитых. Он универсален. Об этом не стоит забывать, и в первую очередь тем, кто полагает, что недостаточно умен и талантлив, чтобы сделать что-то действительно стоящее.