Тема:
Коллектив и управление им
Лекция

Шахар Вайсер: «Секреты успешных стартапов в России и за рубежом»

Лекция
Вайсер Шахар

Последние двадцать лет я занимаюсь созданием стартапов и компаний, мне повезло делать компании на удалении: в Израиле, Европе, здесь. Пять лет я работал генеральным директором в публичной телекоммуникационной компании Comverse. Последний бизнес — компания Gett (ранее GetTaxi), ей четыре года, бизнес охватывает 4 страны, 54 города, несколько континентов, порядка 10 миллионов пользователей и более 2,5 тысяч представителей бизнеса, которые пользуются корпоративными услугами Gett. Сегодня половина списка Fortune 500 — наши клиенты по всему миру.

Мало компаний, которые быстро выстроили бизнес и consumer, и corporate. Мы растем каждый год троекратно с момента возникновения. Forbes выбрал нас одной из пятнадцати быстрорастущих компаний мира. Но наш рост — это и проблема. Чтобы решить все сложности, иногда приходится использовать аутсорсинг.

Бизнес Gett — один из самых сложных бизнесов: мы соединяем 10 миллионов поездок, 10 миллионов людей с движущихся объектов, иногда в грязи и холоде, всегда в волнении. Делаем ли мы достаточно хорошо? Нет. Как это меряется: NPS, рейтинги от пользователей. Есть ли недовольные? Есть. Просто с нашей стороны конструктивная задача — быть еще лучше.

Для потрясающего бизнеса нужны две вещи: лучшая команда и великолепный продукт — в Gett всё начинается с этих двух вещей. Конечно, нужна хорошая команда, которая понимает, что будет большая нагрузка; отдельная задача — построить службу поддержки, которая настоящий негатив превращает в любовь. Я горжусь командой, которая есть. Я работаю 24×7, не хожу в отпуск, я воспринимаю всю свою жизнь как отпуск.

Если работа не нравится, надо ее менять. Мне интересны технологии; мы не такси занимаемся, это компания про данные. Работа с данными позволяет вам сделать хороший бизнес.

Почему Gett не занимается покупкой машин? Это не наше дело, мы строим технологии, которые улучшают транзакционные рынки. Почему вообще on demand стал таким популярным? Мы стараемся со временем понижать стоимость, а чем ниже цена, тем более доступен сервис. Важно понять ценообразование. Раньше машины были загружены на 20–30%, водитель мог проехать полгорода до места заказа, и он ожидал высокой оплаты за это, а новая технология соединила все машины в одну виртуальную транспортную сеть, и теперь автомобиль приезжает в течение пяти минут, мы смогли загрузить машины на 40%.

Технология вытесняет неэффективность. Мы увеличиваем спрос, это редкий пример, когда marketplace с помощью технологий делает win-win. Понижается цена — выигрывает пользователь, и таксисты зарабатывают больше. Наша основная цель — пересадить с персонального транспорта на общественный. В текущей ситуации, когда парковка стоит сравнимо с нашими тарифами, это всё реальнее. Наша машина может быть ближе, чем ваша парковка, вам не надо рулить, вы можете ехать и отдыхать, делать многие вещи — это дешевле и удобнее. Через десять лет люди откажутся от персонального транспорта. Мы вдруг обнаружили, что создаем десятки тысяч рабочих мест, поменялся формат работы.

Я обожаю кризисы: они открывают каналы и возможности, которых не было раньше. Gett — это бизнес на бизнесе. На этой базе мы можем выстраивать ритейл. Мы начали экспериментировать: доставка еды, цветов. Я рекомендую открывать бизнес в кризис, вы будете делать меньше ошибок.

Нужно говорить о своем продукте, если вам нравится, как бренд коммуницирует с вами, вы захотите принадлежать к этому бренду. Классический пример — Аpple. Нужна реклама не про 50 рублей за поездку в Gett и не про пять минут, за которые мы приезжаем, а про ваши чувства, когда вы пользуетесь этим продуктом. Это про эмоции — «Happiness is not a state to arrive at, but a manner of traveling», про семью — «Есть повод приехать пораньше». Реклама должна вас задевать: «Жизнь — это как такси. Счетчик продолжает тикать, даже если ты стоишь на месте».

Я люблю высказывание: «Люди не всегда помнят, что вы им говорили. Не всегда помнят, как вы это говорили. Но они хорошо помнят, как они себя чувствовали в это время». Пример: наше такси в аэропорту обрызгивает человека, испачкав ему брюки, он звонит в нашу службу, искренне делится своей проблемой, а мы ему предлагаем купить в дьюти-фри новые брюки и выслать чек для оплаты. Он купил новые брюки, но чек высылать не стал.

Еще был случай, когда команда купила потерявшему очки пассажиру новые очки. Приятно, что команда готова решать и такие вопросы. Мы очень стараемся делать много для клиентов — важно поднять уровень сервиса. Это делается операционно: мы выстроили систему выбора водителей по знанию языка, города. Оценка после поездки позволяет нам знать, кто лучше, кто хуже, мы стали раздавать бонусы водителям.

Мы фокусируемся не на конкурентах, а на том, что мы можем сделать. Играйте в свои игры, чтобы конкурент думал, как ему быть в этой игре. Если вы верите в добро и пользу, которые вы несете, то несите. Сделайте это максимально хорошо, и если вы проиграете, то проиграете достойно. Но если вы выиграете (что обычно происходит, когда вы лидируете, а не следуете), то произойдут чудеса.

Строить бизнес тяжело, предпринимательство — это безумный акт. Мне доводилось встречаться с правлением знаменитых автомобильных компаний. Они понимают картину мира, которую я описал. Это касается владения автомобилем и беспокоит их. Продажи машин падают и будут падать, потому что люди не готовы платить за актив, который они не используют очень часто. У всех есть разработанная технология беспилотника. Почему это сейчас не на улицах? Не потому, что технология недоступна. Мы как люди должны привыкнуть к тому, что едет машина без водителя. Должен пройти определенный процесс. Но меня поразило, что технология вполне доступна. Она немного дороговата, но не настолько, чтобы не стать массовой. Фактор ошибки у таких машин настолько маленький, что, я боюсь, когда они появятся на дорогах, человеку запретят садиться за руль. Происходит фундаментальное изменение того, как вы сегодня потребляете продукты сервиса. Если смотреть на это на уровне макро: был раньше ритейл — вы покупали что-то онлайн, сейчас происходит on demand. В чем разница? Мы хотим чего-то, мы хотим сейчас, мы хотим быстрее. Все компании инвестируют в то, как сделать так, чтобы продукт или сервис получить мгновенно. Мы хотим быть большой частью этого изменения.

Раньше мы были GetTaxi, потом мы разработали продукт Gett, который сегодня позволяет нам запускать вертикали: Gett-суши, Gett-цветы, Gett-бургер, Gett-еда, Gett-маникюр и т. д. Мы экспериментируем, мы на той же технологии, на которой поменяли транспорт, хотим поменять ритейл. Сегодня 50 тысяч машин — это 50 тысяч точек ритейла 24×7 в десяти минутах от вас. Это уже сила! 20–25% того, что вы сегодня потребляете, будет доступно на расстоянии десяти минут.

Сегодня можно делать большие вещи в ритейле, который движется. Это фундаментальные изменения. Мы выстраиваем систему, которая позволит крупным брендам и сервисам не подключаться: если у вас есть продукт коробочный, понятный, вы можете вдруг начать доставлять его людям за десять минут. Представьте, в семье есть какая-то корзина потребления, и большую часть этой корзины можно будет удовлетворить на платформе Gett. В этом виденье, это большой шаг, который мы делаем. О результатах поговорим через два года. Но если это осуществится, мы сможем очень сильно помочь людям в жизни.

Всем, кто не читал Delivering Happiness («Доставляя счастье») Тони Шея, рекомендую. Тони Шей — уникальный человек. Мне повезло познакомиться с ним. Он создал и продал две крупные компании, но прославился не этим, а корпоративной культурой, которую он построил, выращивает и боготворит. Он поддерживает предпринимателей и дух предпринимательства и делает это очень хорошо.

Мне хочется подчеркнуть важность духа предпринимательства, желание его делать, помогать, учиться коммуницировать и, таким образом, помогать еще больше. И в каких-то аспектах поменять мышление. Мне это очень важно, и поэтому я здесь. Мне нравятся большие компании, потому что там, до чего ни дотронься, можно поменять на миллиард долларов всё, что угодно. И я готов помогать.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: