Тема:
Технологии в бизнесе
Лекция

Александр Туркот: «От email’а до роботов: что будет менять бизнес в ближайшее время»

Лекция
Туркот Александр

Если ко мне приходит компания и говорит: вот мы сейчас придумаем новый компьютер, новую операционную систему, новый протокол передачи данных, — я понимаю, что это занятие не очень благодарное. Время одиночек прошло, мир гаджетов и технологий уже поделен, а дальше будет еще больше делиться крупными игроками. И «облако» мелких компаний будет постепенно концентрироваться и поглощаться этими крупными компаниями, которые в себе и соберут лучшее, конкурентное: науку, визионерство и т. д. Неслучайно самый успешный визионер Рэймонд Курцвейл давно работает в компании Google. А Гай Кавасаки много лет был сотрудником Apple.

В ближайшие несколько лет компьютер в полном понимании этого слова перестанет быть нужен в том виде, в каком мы его представляем: системный блок, что-то такое тяжелое, диск, память, системы ввода-вывода. Всё уходит в «облака», всё становится умным, любой смартфон сегодня обладает такой вычислительной мощностью, какой компьютеры десять лет назад не обладали. Куда всё движется глобально? Уход от точечно-приземленного потребления компьютерных ресурсов в пространство более абстрактное. Схема on-demand, то есть получаешь столько вычислительных ресурсов и компьютерного времени, сколько тебе необходимо.

Переход к управлению натуральным синтаксисом и голосом — это вторая тенденция, она будет продолжать развиваться. И не только прямое исполнение команд, но и, я верю, более сложное программирование будет проходить способами более высокого уровня.

Наши поведенческие паттерны очень легко вычислить по мобильным данным. В ближайшее время это начнут использовать в массовом масштабе.

Сегмент носимых устройств постепенно перейдет в более продвинутый сегмент вживляемых, встраиваемых устройств. Несомненно, за этим будущее, и роль «железок» в нашем организме будет расти. Что еще? Рано или поздно произойдет полная расшифровка ДНК, станет понятно, как с этим работать, возникнет гигантское количество данных. Их обработка — это ближайшая революция.

Всеобщая мобильность — еще один тренд. Мобильный интернет будет покрывать бесплатно всю планету. Постоянное интернет-соединение станет базовой потребностью. Всё будет со всем связано.

Обеспечение безопасности данных должно сопровождать эти процессы. Мобильные операторы сейчас знают о нас очень много: кредитоспособность, где мы бываем, куда ездим, круг наших друзей. Наши поведенческие паттерны очень легко вычислить по мобильным данным. В ближайшее время это начнут использовать в массовом масштабе.

Венчурные фонды необязательно инвестируют только в технологические компании. Масса венчурных фондов вкладывается в ритейл. И стартап — необязательно технология, это может быть и бизнес-модель. Если говорить о нашем фонде, то в силу моей биографии — я по сей день считаю себя инженером, хотя уже несколько лет занимаюсь деньгами — мне интересны компании, которые действительно несут в себе какое-то технологическое ядро, пытаются сделать что-то новое. Венчурный рынок — это приключение. Одному человеку невозможно во всех проектах участвовать, а венчурный фонд позволяет смотреть одновременно в нескольких направлениях. И зарабатывать деньги.

Есть несколько критериев инвестиционной привлекательности для меня. Первый и важнейший — люди.

Как мы выбираем компании? Это компании ранних стадий, в которых есть технологическое зерно, идея, которую можно развить и потом вывести на рынок. Есть несколько критериев инвестиционной привлекательности для меня. Первый и важнейший — люди. Насколько человек, который пришел со своей идеей, проектом, горит этим и готов интеллектуально, морально, психологически к этому приключению длиной в несколько лет, которое может оказаться и дауншифтингом с неизвестным результатом. Если такая команда собирается, то с высокой долей уверенности я могу сказать, что из этого что-то получится.

Второе. Мы выбрали для себя несколько направлений, которые кажутся нам перспективными. Например здравоохранение, безопасность, агротек (IT в сельском хозяйстве), образование. Мы смотрим на сегменты, которые располагают большим рынком, где потребление есть и будет расти. Мы смотрим на мировые перспективы. Затем следует аналитика, отчеты, прогнозы. Мы стараемся расширять свой круг с помощью индустриальных партнеров, людей, с которыми мы вместе инвестируем, тех, с кем консультируемся, и пользоваться в том числе их экспертизой.

Есть клубы инвесторов, ангелов. Можно самостоятельно ходить на встречи, тусовки и искать. Но выбор партнера часто бывает даже серьезнее, чем выбор супруга. Есть всякие базы данных, AngelList, Rusbase и т. д. Следующий уровень — синдикаты инвесторов. Дальше — с каким-то фондом ранних стадий войти в нежесткое партнерское соглашение. Фонд привносит структурность, системность, экспертизу. Когда человек приходит, он должен понимать, что, кроме денег, он фонду приносит. Тогда фонду это может быть интересно. Тогда управление портфелями компаний распределяется между фондом и партнерами и облегчает ношу обеим сторонам.

Ко мне приходили люди, которые не знали, что такое НДС.

Когда доходит до сделки, то чем больше чек, тем дольше принимается решение. С начинающей компанией мы стараемся действовать быстро: в идеальном случае закрыли сделку менее чем за два месяца. Есть сделки, которые закрываются и за полгода. Не всегда зависит от нас. Есть вопросы, над которыми стартаперы даже не задумывались. Ко мне приходили люди, которые не знали, что такое НДС. Есть понятие бизнес-модели, есть классические вещи, которые любой инвестор должен проверять, хотя бы проверять, что вы об этом думаете. Но если вы не понимаете, что такое юнит-экономика, customer acquisition cost и т. д., что является вашим продуктом, сколько будет стоить его производство, за сколько вы сможете его продать. Если нет базового понимания, то тогда приходится работать. Иногда мы отказываемся, так как понимаем, что люди еще не готовы. Иногда мы помогаем, если видим, что идея здоровая и продукту есть место. Мы садимся и вместе рисуем бизнес-план.

Как выбрать области для предпринимательства? Человек может идти от бизнеса, то есть разбираться в какой-то конкретной сфере и ощущать, что на этом рынке есть незакрытая или закрытая некачественно ниша. Второй вариант — идти от технологии, от технологических проблем, решать их, давать технологии. Такого рода истории сегодня — распознавание и анализ изображений, работа с большими данными, то, что связано с геологоразведкой и добычей полезных ископаемых. Это технологии в поисках рынка. Это то, что мы выискиваем. Фонды конкурируют за проекты ничуть не меньше, чем проекты за фонды.

Офлайновый бизнес — от газет и журналов до любых продаж и производства — сегодня не имеет шансов вдолгую

Успешные стартаперы — люди, готовые к приключениям, готовые ринуться в самостоятельный технологический бизнес, где есть некий уровень непредсказуемости. У них есть предпринимательская жилка, желательно понимание технологий, при этом необязательно инженерное образование — сегодня достаточно, если человек этим подробно и активно интересуется. Часто люди изобретают велосипеды, ленятся даже погуглить, что уже сделано. Важна смелость, желание пробиться, взлететь, упрямство, так как по дороге — тьма проблем, гладких я вообще не видел, способность подняться после того, как что-то пошло не так. Раньше считалось, что человек начал компанию, у него не пошел бизнес — всё, он лузер навеки. А на Западе считается, что он не проиграл, а учился, это у него опыт. Есть даже такое понятие — «серийный предприниматель». Что касается образования, то я видел в этом бизнесе людей с образованием литературного института, без образования, докторов и профессоров наук. Тут нет никакой корреляции. Из звезд Стив Джобс и Марк Цукерберг — недоучки, а, например, создатель Oracle — достаточно хорошо образованный человек.

Важна и концентрация на одном проекте. Один из известных венчуристов объяснял, почему он не любит, когда люди занимаются многими проектами одновременно. Он сказал: у меня есть флешка, на которой есть два одинаковых файла по 100 мегабайт. Если я копирую оба файла одновременно, они будут копироваться минуту, если последовательно — десять секунд.

Среди традиционных предпринимателей есть те, кто понимает, что сам по себе офлайновый бизнес — от газет и журналов до любых продаж и производства — сегодня не имеет шансов вдолгую. И есть те, кто на это реагирует медленно, считая, что ничего не надо делать, и так всё хорошо, что наша публика еще не готова, в инете сплошной обман и там всё украдут. Если они в ближайшее время не поменяют подход, они обречены в лучшем случае на поедание незадорого более подвижными игроками, в худшем — просто на выпадение из рынка за счет потери клиентуры.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: