Тема:
Коллектив и управление им
Семинар

Вкус Лидерства

Семинар
Касс Пьер

Дополнительные материалы к семинару:

Презентация 

Упражнение «Разводной мост»

Упражнение «Коэффициент жизнеспособности»

Толкование «Коэффициента жизнеспособности» 

Мы поговорим о лидерстве: с чем сталкиваются лидеры сегодняшнего дня внутри и за пределами организации. Я расскажу, как мы преподаем лидерство в «Сколково». 

Нужно добиваться результатов и получать удовольствие. Если вы получаете результаты, не получая удовольствия, вы больны. Если вы получаете удовольствие без результатов, вы мертвы. 

Три основных фактора, которые нам нужно помнить:

  • to see what others do not see (видеть то, чего не видят другие);
  • to make the difference (играть решающую роль);
  • to invent tomorrow today (изобретать завтрашний день уже сегодня). 

Лидерство — это способность видеть то, что не видят другие люди. В 1992 году я работал с Юрмой — новым руководителем Nokia в тот момент. Он решил в 1992 году продать все, а именно: резиновые сапоги, шины, электронные приборы и инвестировать все в бизнес по созданию мобильных телефонов. В 1992 году, чтобы возить с собой мобильный телефон, потребовалась бы тележка. В этом же 1992 году группа из 25 руководителей Alcatel решили, что будущего у мобильных телефонов нет, и инвестировать в них не стали. Интересно: как получилось, что один человек решил войти в новый бизнес, а группа очень умных людей решила, что будущего у технологии нет? Человек проявил интуицию. Лидерство в сегодняшнем быстро меняющемся мире требует интуиции, ощущений. Лидеры стремятся менять мир к лучшему. Сильные лидеры могут изобретать завтрашний день уже сегодня. У них есть способность перебросить себя в будущее, увидеть то, что может произойти, и бороться за это. Хороший пример — это Стив Джобс, Apple. 

Эволюция — наш способ развития. Мы попадаем в кризис, потом ненадолго достигается стабильность, затем следующий кризис. Если во время столкновения с кризисом нет настоящего лидера, наступает регресс, мы начинаем откатываться назад. Студенты часто задают мне вопрос: «Для чего бизнес делается?» «Деньги» — неверный ответ. Прибыль важна для выживания бизнеса, конечная его цель — изобретать, производить. 

Все большее количество людей сегодня начинает осознавать, что жизнь слишком коротка, чтобы быть несчастным. Верно то, что у нас была старая экономическая модель и старое лидерство, глобальная модель лидерства. И что у нас сегодня? Модель перезагрузки экономики. Никто не знает, что хорошо, что произойдет дальше, никто не контролирует. Это новый вызов для лидерства. И если мы не сможем найти правильный стиль управления, мы будем, как в Средние века, катиться назад. 

Лидер не должен всегда стоять на переднем крае (хотя время от времени должен). Его задача — создавать правильные условия, правильную среду. Я работал с компанией, которая производит и продает банкоматы. Их генеральный 80% своего времени, своей энергии посвящает устранению препятствий, чтобы компания могла добиваться великолепных результатов и действовать быстро. Нужно создавать правильную среду, чтобы люди могли добиваться результатов. 

В успешной организации только 40% навыков и мозгов заняты текущими задачами. У людей должна быть свобода, чтобы предлагать великолепные идеи время от времени. Исключительно важно — расти на работе! Я общался со студентами до и после их трудоустройства, и до него они хотели интересной работы, развития, а через 3 года все дружно хотели денег как компенсацию за неинтересную работу.

В «Сколково» мы стараемся докопаться, как же так получается, что многие компании действительно не пользуются преимуществами огромной интеллектуальной мощи организации. Для людей слова бессмысленны, смысл не в словах, а в людях. Мы используем одни и те же слова, но имеем в виду разное, это делает нас очень креативными как биологический вид. Эмоции очень важны с точки зрения лидерства, это сигналы, которые мы даем себе и другим людям относительно наших систем ценностей. Если вы расстраиваетесь по какому-то поводу, то потому, что одна из ваших ценностей страдает, испытывает негативное воздействие. Если вам что-то интересно и вы испытываете счастье, это потому, что одна из ваших ценностей испытывает позитивное воздействие. Поэтому, когда вы говорите людям «не надо быть эмоциональными», это глупо.

Еще все зависит от вашей системы координат. Если вы их поменяете, изменится все. Очень важно знать ваши установки в лидерстве. Задавайте себе вопрос: а в чем моя отправная точка, с какого угла я на это смотрю? Со временем из-за обстоятельств могут меняться ваши координаты, точки отсчета — например, вы стали родителем. Ориентиры — это некая коробка, в быстро меняющемся мире непросто переходить из одной коробки в другую, изобретать новые структуры. 

Наш мир состоит из допущений, субъективных интерпретаций. Наука позволяет проверить, работают ли наши предположения. С точки зрения лидерства мы должны всегда бросать вызов собственным предположениям и допущениям. Надо понимать, какими допущениями мы пользуемся для управления самими собой, командами. И, возможно, какие-то допущения были верны вчера, но сегодня они уже не работают. Это ловушка успеха, не надо почивать на лаврах. Нужно изобретать новые системы координат и новые допущения. Мы должны понимать, в чем состоят различия между людьми и за счет чего они получаются. Мы все эгоистичны. Это не означает, что мы чужды полностью альтруизму, в наших собственных интересах иногда быть альтруистами. 

Нам необходимо согласие в команде, в организации, в семье относительно единой системы координат, но нужны и различия. В результате мы получаем инновации, креативность! Поэтому необходимо столкновение между различными установками, системами ценностей. Если вы считаете, что коммуникации являются ключевым аспектом лидерства, но при этом уверены, что коммуникации — это процесс, в котором мы понимаем друг друга, то вы неправы. Мы не можем понимать друг друга. Коммуникации с точки зрения лидерства — это процесс, посредством которого мы изобретаем, создаем друг друга. Проблема в том, что во многих организациях, компаниях, в парах и семьях качество общения, а именно «создание» друг друга находится на очень низком уровне. Поэтому задача лидерства состоит не только в том, чтобы добиться результатов сегодня и завтра, не только в том, чтобы люди эффективно работали, а в том, чтобы создавать то, что я называю расширяющей сознание и мозги обстановкой, средой, которая будет действовать и в организации, и в семье. Вы создаете среду, в которой мозги растут и развиваются. Это лучшая характеристика лидерства! 

Лидеру нужно быть самим собой, вы всегда на сцене, в центре внимания. Вы должны быть образцом для подражания, даже если вы ошибаетесь. Coca-Cola несколько лет тому назад вышла на рынок с новой колой, а она не понравилась, компании потребовалось 15 дней, чтобы вернуться на рынок с классическим вкусом. На рынке стало две колы, и продажи просто стали зашкаливать. 

IQ недостаточно для лидерства. Гении витают в облаках, они нетерпеливы в общении с людьми, хотят работать в одиночку. Лидеру нужен ЕQ — эмоциональный интеллект, способность сформировать сильное взаимоотношение с другими людьми. Но есть еще и третий фактор успеха — VQ — коэффициент жизнестойкости. Как можно быть лидером и менять жизнь вокруг себя, улучшать себя, бизнес, организацию, если у вас не хватает энергии? Высокий уровень жизнестойкости в лидерстве — это привлекающий фактор. Лидеры с высоким уровнем жизнестойкости, энергии привлекают других, с ними хотят работать, хотят находиться рядом. Уровень энергии может повысить соревнование, здоровая конкуренция в команде, а еще мотивация, получение признания извне, награды. 

Есть две вещи критически важные в лидерстве: воображение и внедрение. Это способность превращать великолепные идеи, которые у вас возникли, в дела и результаты. Если расположить воображение по оси Y, а по оси Х внедрение, мы получим систему координат, которая делит плоскость на 4 поля. Это 4 вида лидерства для быстро меняющегося мира. Первый мы называем лидерством действия. Есть времена, когда лидер должен говорить: смотрите, как делаю я, следите за мной. Есть времена, когда лидер сам должен показывать пример своей организации, своей команде. Второй — это лидерство за счет командной работы. Когда у вас много идей и много внедрений, когда вы вместе с командой проводите мозговой штурм, затем идеи превращаете в план действия, распределяете роли и все вместе начинаете действовать. Третий — харизматичное лидерство, или лидерство за счет вдохновения. У лидера много идей, но он ничего не делает или мало что делает. С точки зрения воображения он присутствует. С точки зрения внедрения не очень. Четвертый — лидерство за счет придания полномочий. Если у вас нет идей, они есть у других, делегируйте свои полномочия, повышайте людей, помогайте им. 

Что лидеры могут делать для того, чтобы добиваться и успеха, и получения удовольствия? Надо признавать неопределенность и нужно уметь превращать ошибки в возможности. Потому что, когда вы кого-то обвиняете, это не решает никаких проблем.

В заключение я хотел бы привести высказывание Татьяны Тарасовой, тренера по фигурному катанию: «Искусство лидерства состоит в том, чтобы люди открывали то, что есть в них, о чем они еще не знают».

Пьер Касс (Pierre CASSE)

Профессор по лидерству бизнес-школы «Сколково»; бывший профессор Школы управления IEDC-Bled (Словения); IAE University Aix-en-Provence (Франция); школы управления Kellogg (США); генеральный директор компании Business Innovation Network (BIN, Швейцария). Сфера интересов: организационное поведение, глобальные рыночные и культурные различия, международные переговоры и стратегическое лидерство. Автор более 10 книг по менеджменту, лидерству, межкультурным переговорам, а также философии и бизнесу, среди них — изданный в 2007 году труд «Философия креативного лидерства» (Philosophy for Creative Leadership). Признанный бизнес-консультант множества международных компаний.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: