Тема:
Рост дохода
Лекция

Вадим Дымов: «Конкурентные преимущества – как понять, в чем твоя сила»

Лекция
Дымов Вадим

Для меня обмен предпринимательской энергией, обмен взглядами является мотиватором для изменений. Как я сам стал предпринимателем? В 90-е годы я работал в суде, мама была директором завода, а один из друзей поставлял на него сырье. Он часто говорил о рисках: что завод могут выкупить, а он потеряет деньги. Так возникла идея создать собственный цех. 

Мне стало дико интересно, я стал жить на работе. Появилась команда, хотя сперва никто из ее членов не имел никакого опыта в мясопереработке. Для старта китайцы дали $200 тыс. долларов при условии, что потом будем какое-то время покупать у них сырье. При этом с самого начала я ориентировался на европейские (немецкие и австрийские) технологии, что было невероятно для Владивостока. За два года компания «Ратимир» стала номером один на Дальнем Востоке, а потом я ее продал. 

Хотелось поехать в Европу поучиться, но на спор с директором «Кампомоса» запустил новую компанию «Дымов». Мне было интересно, смогу ли я заново повторить успех «Ратимира» в Москве. В компанию вложил на старте 2 млн долларов и потом вернул их с лихвой. Сейчас «Дымов» состоит из 5 заводов, большой фермы в Красноярском крае и ряда других активов, где работают около 3 тысяч человек. Теперь компания стала делом жизни. При этом я не считаю себя успешным, мне просто повезло.

Думаю, я мог бы реализоваться и в любой другой индустрии, просто в начале зацепился за мясопереработку. В целом для предпринимателя очень важна вера в свои силы, открытость — это конкурентное преимущество, особенно в кризис, когда люди растеряны. 

При наборе людей я понимаю, мой человек или нет, в течение 20-30 минут общения. Когда человек пытается юлить и всегда тебе угождать, это фальшь, лояльность — это когда человек открытый, открыто выражает свою позицию, он тебе доверяет. Это большая роскошь для руководителя, когда человек может с ним спорить и немножко даже насмехаться. Людей всегда беру с испытательным сроком, на топовые позиции на 3–6 месяцев. Работать с друзьями — это большое удовольствие и большая роскошь, но в итоге эта дружба заканчивается, потому что, когда берешь друга в свою компанию, вы взаимодействуете на равных, но ты начальник, и копится обида, и в итоге она во что-то выплескивается. Все мои дружеские тандемы заканчивались, но я старался это делать так, чтобы впоследствии у меня была возможность с этими людьми дружить.

В современной России очень сложно строить компанию по общечеловеческим ценностям, сложно построить коммунизм в отдельно взятом государстве, нужно жертвовать собственными ресурсами, находить в себе силы, спускаться глубже. 

Раз в три года мы проводим «роковые» тренинги, на которых тренер выявляет тех, кто не приносит пользы. Компания подвержена внутренним кризисам и погружается лет через 5–7 в застой, это время я стал использовать для пересмотра персонала. А вообще всегда есть те, кто неэффективен, их нужно менять. Думаю, нужно проводить тренинги по выявлению слабых сотрудников на всех уровнях. 

Вообще в бизнесе очень часто приходится расставаться с людьми, с которыми ты много прошел. Иногда я даже сам их подталкиваю, чтобы ушли, развивались дальше, делали свое. Многие из моих бывших сотрудников сегодня возглавляют какие-то компании, реализовали творческие амбиции, один даже стал очень известным диджеем.

Из своего опыта я могу сказать: владельцы, старший уровень, не стесняйтесь ходить на производство, спускаться. Лучшие люди в моей компании — это грузчики и рабочие логистических центров, мы их не видим, а они молча работают, они настоящие. Если к ним спустишься, поговоришь, они все сделают внизу, они договорятся с клиентом, и их будут слышать, а они зачастую больше решают, чем топ-менеджеры. 

Во время кризиса происходит такой разворот, если не на 180 градусов, то на 90 точно. Нынешний кризис для меня абсолютно новый. В 1998-м и 2008-м были экономические кризисы, я их рассматривал глобально и думал, что просто надо переждать. А нынешний кризис гораздо более глубокий, он политизированный. И совпал с моим взрослением, мне уже 44 года, сейчас я более степенный. Самое лучшее, что в этой ситуации можно делать предпринимателю, это расслабиться, расширить свое сознание, и через какое-то время у тебя появятся новые возможности. 

Я своим менеджерам в начале кризиса сказал, что важно просто контролировать процессы и не впадать в панику, забыть про все, что происходит вовне. Мы еще крепче стали работать над своей операционной деятельностью, издержками, перетащили часть дальней логистики. Это ежедневная поставка продуктов во все сети безошибочно, бесперебойно. Стали больше внимания уделять продуктам с высокой маржой. Сейчас по сырокопченой продукции мы выходим на первые позиции в стране.

При этом ситуация с импортозамещением не играет нам на руку. В моем сегменте не стало меньше импортных продуктов, их изначально не было вообще. В мясопереработке доля импорта была 3–5% максимум. У нас была самая крепкая отрасль. Сейчас производители взвинтили цены, и любой переработчик скажет, что он от этого жестоко пострадал. На мне это отразилось: внутри страны цены повысились, и импортное оборудование подорожало в два раза. Вот поэтому буренок я никому не отдам, расширяем поголовье стада.

У нас компания в технологическом смысле среднепродвинутая, но с тенденцией к улучшению. Есть всякие конференц-звонки, конференц-связь, совещания проводятся сразу по нескольким городам. Вот на одной из встреч с вашей компанией в Воронеже мы это как раз и демонстрировали. У нас эта идея родилась спонтанно, когда наш логистический центр в Сынково подключили через мой телефон и передали им привет, и они выложили бумаги и написали: «Привет, Воронеж». Это говорит о том, что компания достаточно подготовлена, но мы недооцениваем те возможности, которые дают современные телекоммуникации. Зачастую в череде постоянных забот люди с трудом переключаются на что-то новое, особенно если надо обучиться чему-то. 

Я по сей день выбираю, куда мне пойти поучиться, больше думаю не о бизнес-образовании, может, пойти на исторический факультет, вечерка или заочное подошли бы. Выбирал между ВГИКом и историческим. Меня потянуло на какие-то творческие перформансы и мероприятия. В этом предприниматели могут находить для себя порой больше вдохновения, чем даже в общении с другими предпринимателями и бизнес-гуру. Нужно расширять свое сознание с помощью нестандартных решений. 

Мы помогали провести день города в Суздале, приехал театр «Практика», «Театр.doc», молодые ребята. В поле просто стоял сарай, они его вычистили и сделали перформанс. И директор этого колледжа сельскохозяйственного был в шоке, он вышел и сказал: «Ребята, я не думал, что я в 65 лет по-новому увижу свой гараж, свой сельхоздвор». 

Мозг владельца, предпринимателя редко выключается, и я получаю от этого большое удовольствие. Моя жена тоже стала предпринимателем. У нас дома постоянно какие-то бизнес-кейсы разбираются, в семье надо стараться искать баланс. Всегда находим время на сыновей. Мне кажется, мальчишкам отец важнее становится, когда они подрастают. Старшего даже на работу беру иногда. 

Я сторонник здорового образа жизни и в своей компании его пропагандирую. Я бегаю через день, стараюсь 5 км пробежать. Для того чтобы много делать, нужно следить за собой. Я умерен в пище, мясо ем и считаю, что без мяса я жить не могу, не зря оно меня выбрало в жизни. Много читаю, общаюсь с большим количеством творческих людей. Меня вдохновляют те, кто себя посвятил другим людям. И они редко из бизнеса. Предприниматели меня, конечно, тоже вдохновляют, например Маск, в какой-то степени и Брэнсон, Лихачев. Я хотел бы еще что-то в жизни успеть, удивить самого себя. 

Мне очень хотелось, чтобы в Москве был книжный магазин, в который я ходил бы сам с удовольствием. Это вылилось в бизнес, уже 18 магазинов. Иногда работаю продавцом в своих магазинах на Тверской — меня можно там увидеть. Я очень горжусь «Республикой». А еще есть хобби — керамика. Я был в Сиене и увидел, что люди делают керамику, и для этого нужно всего 10–15 кв. метров и печка. Сейчас у меня работают в керамике 45 человек, площадь 2 тысячи кв. метров, туда приезжают по тысяче человек в месяц на мастер-классы.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: