Тема:
Логичный бизнес
Лекция

Дмитрий Гришин: «Революция роботов уже здесь: как не упустить новую технологию»

Лекция
Гришин Дмитрий

Я основатель фонда Grishin Robotics, который инвестирует в проекты в области робототехники. В институте я учился на таком же факультете — факультете робототехники. С детства грезил гаджетами, когда это гаджетами еще не называлось, какими-то устройствами. Мне всегда это было интересно. И сейчас, в последние два-три года, робототехника перешла из разряда хобби и научной фантастики в настоящий бизнес. На глазах взрослеющего поколения 80–90-х годов родился главный новый рынок в триллион долларов — это компьютеры. Я считаю, следующим рынком в триллион долларов будет робототехника. И это сейчас начинает зарождаться.

Верю в то, что основную революцию в области робототехники совершают не большие компании, а именно маленькие и средние стартапы. Большие компании медленные и неповоротливые. Маленькие и средние компании более гибкие, готовы брать на себя больше риска. Все лучшие стартапы в области робототехники США и Европы в основном маленькие компании. Скорее интересен другой вопрос: каково место больших компаний в этом рынке?

Нынешний этап развития рынка робототехники можно сравнить с тем, в каком состоянии находилась компьютерная индустрия в начале 80-х годов.

Нынешний этап развития рынка робототехники можно сравнить с тем, в каком состоянии находилась компьютерная индустрия в начале 80-х годов. То есть уже понятно, что что-то происходит, рынок уже растет, уже есть какое-то устройство, но пока еще это находится в начале пути. Промышленные роботы уже давно существуют, потребительских продано десятки миллионов штук. Хотя понятно и очевидно, что их будет за миллиарды в какой-то момент.

Несколько лет назад появилось несколько терминов. Один из них — internet of things (интернет вещей); Cisco продвигает термин internet of everything (интернет всего); есть еще smart devices, connected devices. Они все говорят об одном и том же, это те же самые вариации роботов, фактически это «умное железо» плюс умный софт. Компаний, которые уже успешно построили бизнес на робототехнике, на интернете вещей, уже десятки тысяч. У них совершенно разный уровень успешности. За последние три года мы посмотрели больше 600 компаний, проинвестировали в 11.

И очень важно сказать, что изменилось понимание роботов. Неправильно, например, робот-утюг воспринимать как утюг. У изобретателя такого робота задача не утюг сделать, а погладить рубашку! Роботы — это не какие-то гуманоиды. Сейчас самый известный робот — это робот-пылесос. Фантасты когда-то представляли роботы-пылесосы явно не такими, какими они оказались. Важно то, что теперь эта фантастика становится реальностью.

Теперь 90% компонентов, из которых состоят роботы, — камера, процессор, батарейка, память — недороги.

И чтобы это случилось, совпало сразу несколько факторов. Самая главная, фундаментальная вещь, которая произошла, — очень сильно снизилась цена. Потребительская робототехника становится доступной. Очень многие роботы, которых мы сейчас видим вокруг, существовали раньше в лабораториях. Просто стоили они раньше миллионы долларов, доступом к ним обладали лишь несколько человек, и поэтому не было смысла таких роботов производить в больших количествах. Теперь 90% компонентов, из которых состоят роботы, — камера, процессор, батарейка, память — недороги, все они есть в смартфонах и производятся на потоковой основе.

Второй фактор — появление новых технологий. Ранее разрабатывать какие-то вещи, связанные с физическим миром, было очень сложно. Например, чтобы спроектировать камеру, требовалось большое количество времени. Нужно было построить ее прототип, анализировать. Создание прототипа, даже не производство прототипа камеры потребовало бы несколько лет. Сейчас появились технологии, которые помогают делать это быстро.

Третий фактор, способствующий развитию рынка, — это Китай. Раньше для производства десяти тысяч роботов требовалось построить собственный завод. Сейчас очень сильно развит мировой аутсорсинг. Что касается России, то мы отстали в ключевых компетенциях производства, как, например, и США. Более выгодно в России создавать софтверную часть, здесь намного более конкурентоспособны.

Четвертый фактор — появление краудфандинга. Если раньше у вас был стартап и вы хотели сделать робота, вам нужны были бы деньги и их можно было попробовать найти у друзей, семьи... Теперь появился краудфандинг. Большинство компаний, которые я проинвестировал, имели успешный краудфандинг.

Даже от размера робота зависит, как он будет продаваться. Это очень актуально, потому что у ритейла, у магазинов стоимость полки очень важна.

Если вы хотите инвестировать в стартап, работающий на рынке робототехники, то первое, что вам нужно сделать, — это ответить на вопросы о том, какой продукт вы хотите сделать, кому он нужен и кто за него готов платить. Пока у вас нет ответа на эти вопросы, всё остальное — это неправильный путь. Может, вы ошибаетесь — это второй вопрос, но вы должны сами себе ответить на вопрос: «Кому это нужно?»

Второй важный момент — наличие в команде разносторонних людей. Нужен кто-то, кто доведет технологию до ума, нужен человек, который понимает этот продукт и сделает из него именно конечный продукт, чтобы ставить на полки. До смешного доходит, есть очень много простых вопросов. Например, даже от размера робота зависит, как он будет продаваться. Это очень актуально, потому что у ритейла, у магазинов стоимость полки очень важна. В результате просто размер робота может оказать влияние на его успех или провал.

Фонд Grishin Robotics с самого начала смотрел на рынок достаточно широко. У нас нет какой-то четкой специализации, мы обладаем очень широким взглядом. Но если выбрать три, пожалуй, самых перспективных направления, то они будут такими.

Первое место с большим отрывом — это автоматизация дома. Это огромный рынок, на котором существует гигантское количество различных возможностей. И главное, что это направление очень понятно предпринимателям, они находятся в своем доме и думают, что можно автоматизировать. Например, недавно мы инвестировали проект компании Petnet, которая делает робота — кормушку для домашних животных. Второе — всё, что касается telepresence-роботов, роботов телеприсутствия. Когда вы можете сделать какое-то устройство, позволяющее вам находиться в другом месте. Рынок очень быстро растет, там очень много ниш: медицинское телеприсутствие, образовательное телеприсутствие, домашнее и т. д. Этот рынок однозначно будет развиваться. Третье касается носимой электроники. Это не обязательно Apple Watch. Это большое количество других вещей, которые могут делать очень многое, например измерения. Я думаю, это направление будет развиваться.

Посмотрите на нишу, где опыт у вас есть. Подумайте, что там можно улучшить или сделать, используя умные устройства.

Если же посмотреть на рынок с позиции стартапера, то первое, на что я бы посоветовал ориентироваться, — собственный опыт. Посмотрите на нишу, где опыт у вас есть. Подумайте, что там можно улучшить или сделать, используя умные устройства. Не уходить во что-то, в чем вы не понимаете. Если вы, например, занимаетесь журналистикой, подумайте, как журналиста можно заменить роботом.

Второе важное качество для стартапера — быть открытым к восприятию чужих идей. Это очень часто встречается на Западе и не так часто у нас в России. Очень многим русским стартапам пытался помочь, посоветовать какие-то вещи, но мне сразу пытались на лету объяснить, почему я не прав. На Западе говорят: «Классная идея. Я подумаю, мы обсудим с командой». Они понимают, что они не самые умные и как минимум надо пытаться анализировать то, что происходит.

Многие вещи, которые наши стартапы пытаются делать, кто-то до нас уже делал и кто-то уже об этом подумал. Например, если делаете свою собственную камеру, посмотрите, какие камеры появились до вас на рынке. Это очень важный момент, потому что выясняется, что до 70% ошибок можно избежать. Есть опыт, его нужно проанализировать и подумать, что ты можешь улучшить. Я не призываю слепо следовать чужому опыту, я призываю его проанализировать, посмотреть и дальше сделать чуть по-своему, но уже понимая это.

На массовом рынке будут устройства, которые не будут похожи на человека и будут решать конкретно одну-две задачи

Еще один важный момент — пытайтесь решить саму проблему, а не переосмыслить способ ее решения. В связи с этим одна из самых распространенных ошибок стартапов — попытки сделать антропоморфных роботов, похожих на людей. Разве робот, который кормит собаку, должен выглядеть как человек, который насыпает ей корм, или это может быть что-то другое? Верный ответ: «Что-то другое». Вы должны быть прагматичны, потому что в большинстве случаев простота решения является залогом успеха. Ближайшие 10–20 лет развития робототехники антропоморфные роботы будут в большей степени PR-игрушками.

Экономически строить антропоморфного робота очень сложно, это крайне дорого и в 99% случаев неэффективно. Примером может быть робот Asimo компании Honda, в которого вложили больше миллиарда долларов и которому нужно десять человек с ноутбуками, чтобы им управлять. Это реальный PR-проект.

Вместо этого на массовом рынке будут устройства, которые не будут похожи на человека и будут решать конкретно одну-две задачи. Единственное, где необходимо, чтобы робот был наиболее близок к человеку, — это тестирование, так как оно не очень массовое. Это наиболее близкий рынок. Когда нужно понять, что будет происходить с человеком в различных ситуациях: разбита машина, самолет. Нужно не просто понимать, как кукла, — робот должен повести себя как человек, чтобы понять реакцию человека.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: