Тема:
Коммуникации в бизнесе
Лекция

Михаил Слободин: «Образ лидера для людей в компании и вне ее»

Лекция
Слободин Михаил

Я расскажу не столько о бизнесе, сколько о том, как управлять восприятием лидера и человека, который руководит бизнесом. Почему образ лидера имеет огромное значение? Во-первых, именно от лидера на 80–90% зависит будущее бизнеса, который он возглавляет. Безусловно, много решений принимается командой, но именно он задает вектор принятия этих решений. Второе, что нужно знать, — точки зрения на формируемый образ. То, что вы думаете о себе, и то, что думают о вас другие, это могут быть абсолютно разные вещи. Порой осознание разности этих восприятий сильно отрезвляет, а порой, наоборот, удивляет в приятную сторону. Ваша задача состоит в том, чтобы уменьшить этот разрыв. Как это сделать? Для этого я подготовил десять советов.

Итак, первое. Построение образа себя как человека, который действительно является настоящим лидером, словам которого можно верить, идти за ним, безусловно, важно начинать со своих сотрудников, с тех, кто работает рядом с вами. Довольно часто я вижу, как люди, формируя свой образ, много инвестируют во внешние проявления. Это абсолютно неправильно. Потому что самое главное, что определяет ваш успех, — это не то, что происходит вовне, а то, что происходит внутри компании, проекта с вашими сотрудниками.

Второе: чтобы формировать правильный образ, нужно понимать, как вы будете передавать информацию и получать ее. Важно с самого начала формировать очень правильно каналы коммуникации со своими сотрудниками и только во вторую очередь — вовне. Наличие устойчивых, долгосрочных каналов коммуникации имеет очень важное значение для того, чтобы люди понимали, что вы хотите, что вы делаете, что вы будете делать. Тогда они будут иметь возможность передать вам сигналы, если вы двигаетесь не в том направлении, по их мнению. Возможно, их мнение неправильное, но вы должны, тем не менее, об этом знать.

Что я сделал с самого начала? Отказался от корпоративной связи.

Когда я присоединился к «ВымпелКому» два года назад, компания находилась в очень непростой ситуации, и одним из моих первых действий стал выпуск «боевого листка» — списка принятых на прошлой неделе решений, их обоснования и планы на следующую неделю. Листок вышел в воскресенье. Почему в воскресенье? Потому что наши сотрудники на Дальнем Востоке, которые приходят с утра в понедельник на работу, уже должны читать боевой листок. При этом сейчас с точки зрения значимости среди всех каналов коммуникации я бы поставил боевой листок на третье место. На первом месте с очень небольшим отрывом — наш интернет, на втором — коллеги, друзья, знакомые по работе. Вместе все эти три канала позволяют мне напрямую коммуницировать и передавать без искажений свои мысли, видение, решения всем сотрудникам.

Третий совет: лидер должен стать примером и образцом для подражания. Если люди не хотят быть на вас похожими, то вы не лидер. Это заставляет быть всегда в тонусе. Каждое твое слово, каждое твое действие является примером, люди смотрят, как ты себя ведешь. Что я сделал с самого начала? Отказался от корпоративной связи. А затем и всех наших сотрудников мы перевели на коммерческие тарифы. Если мы говорим про клиента, про сервис, про то, что каждый сотрудник должен чувствовать то, что чувствует клиент, то нужно начинать с себя.

Кроме того, мы ввели правило, согласно которому все наши сотрудники управленческого плана обязаны раз в полгода поработать в офисе продаж. Это интересный опыт, когда клиент приходит и ему всё равно, что ты гендиректор, вице-президент и т. д. Ты должен решить его проблему. Когда я первый раз вышел поработать, пришел пожилой мужчина, который пытался получить у меня консультацию, после этого попросил заменить меня на более компетентного специалиста, который по-настоящему разбирается в вопросе. Это отрезвляет. Ты не можешь требовать от других то, что не сделал сам по целому ряду вопросов.

Есть принцип «двух морковок»: морковка спереди, морковка сзади.

Четвертый важный совет состоит в том, что правда всегда лучше. Люди чувствуют неправду, обмануть их «вдолгую» не получается. Есть принцип «двух морковок»: морковка спереди, морковка сзади. С точки зрения управления не получится ограничиться только морковкой спереди. Ты должен сделать человеку не то чтобы больно, но неприятно точно. Почему? Потому что он может не делать то, что нужно, не понимать то, что нужно. И я считаю более правильным дать человеку прямую обратную связь и не допустить усугубления проблемы.

Если люди вас адекватно воспринимают, они в вас верят, они понимают, что если вы говорите «да», то это значит «да», люди уже подстраиваются под это решение и двигаются исходя из этого. Если они думают, что если он сказал, что вот так, но это далеко не факт, и через месяц концепция поменялась, это значит, что люди внутри компании этому вообще никак не следуют и ваши слова не имеют никакого значения. А лидеры — это люди, которые управляют во многом словами. Это сила слова, сила убеждения. И, безусловно, восприятие вашего образа сильно помогает или наоборот. Я испытывал и те и другие варианты. Могу сказать, что порой это бывает довольно болезненно. Очень важно для каждого из нас понять, что нельзя казаться лучше, чем ты есть.

Пятый совет: будьте собой. Поэтому всегда важно определиться, что вы за лидер: суровый босс или няшка; товарищ, агитирующий на броневике, или сдержанный молчаливый стратег. Ответ на этот вопрос зависит от того, какой вы вообще человек. Ничего про себя не нужно придумывать. Вы не сможете долго создавать другой образ. Смотреть, как человек пытается построить свой образ и демонстрирует то, что реальным по факту не является, просто смешно.

Шестая рекомендация состоит в том, что нужно не бояться пробовать новые формы. Я всегда пробую разные формы коммуникаций для построения своего образа. Только так можно найти то, что по-настоящему работает, а что — нет.

Я проработал в одном из офисов четыре часа. 80% этого времени я делал абсолютно феерический качественный сервис, а потом 20% времени мы делали небольшой трэш, проверяя наших сотрудников на устойчивость.

Для того чтобы понять, как работает розница внутри, я однажды работал под прикрытием. Когда приходит гендиректор в офис продаж, то сотрудники компании знают, кто вы, и демонстрируют все свои навыки. Мы сделали проект, когда меня завели в систему под другим именем как стажера, я был загримирован до неузнаваемости. В обстановке строжайшей секретности я проработал в одном из офисов четыре часа. 80% этого времени я делал абсолютно феерический качественный сервис, а потом 20% времени мы делали небольшой трэш, проверяя наших сотрудников на устойчивость. Никто из клиентов не пострадал. Довольно радикально, но таким нетрадиционным способом можно узнать, что у тебя происходит в бизнесе.

Седьмой совет: не бойтесь в меру выходить вовне. Когда сотрудники, читая мои боевые листки, поняли, что я умею писать, то мне предложили вести блог и заманили меня в эту историю. Сегодня я бизнес-блогер номер один в стране, потому что я один из немногих, кто пишет про бизнес. У меня несколько десятков тысяч подписчиков, и на самом деле это реально становится очень серьезным каналом. Сегодня для меня мои Facebook, Livejournal, Instagram и «Вконтакте» выполняют несколько функций: это возможность продвижения «Билайна»; это влияние на наших сотрудников, которые тоже читают и получают информацию в социальных медиа; это часть PR-кампаний. Безусловно, это и средство морального подавления сотрудников конкурентов.

Восьмой совет: будьте терпеливы и крайне последовательны. В большой компании вам понадобится минимум полгода на то, чтобы вам реально поверили. Потому что на первом этапе веры немного, сомнений много, люди всё время смотрят, пытаются замечать несоответствия. Только после набора какой-то критической массы люди начинают вам верить и даже прощают вам мелкие несоответствия, которые они полгода назад раздули бы в какую-то теорию. Довольно смешные случаи были вначале. Я перестал пользоваться лифтом в первый же день своего прихода в «ВымпелКом». И в результате пошел слух по компании, что я страдаю клаустрофобией. Люди реально в это поверили.

Вы никогда не достигнете того, чтобы вас положительно оценивали.

Девятое: обратная связь — это лучший результат вашей системы коммуникаций. Люди будут вам писать, потому что они верят, что это на что-то влияет. Когда я открыл свой блог в ЖЖ, то узнал про «ВымпелКом» очень много нового. В целом люди высказали очень много плохого. Специфика людей — они больше концентрируются на плохом и выискивают проблемы, чем хвалят тебя. Но это нормально.

Десятый совет: не питайте никаких иллюзий. В процессе построения вашего образа среди сотрудников и вовне вы будете попадать во всякие неприятные ситуации, будут ошибки, это довольно тяжелый путь. Тем не менее вы никогда не достигнете того, чтобы вас положительно оценивали. Я удивляюсь, что когда я привожу какой-либо один факт в фейсбуке, он получает диаметрально противоположные оценки. Кто-то считает меня гением, кто-то — совсем наоборот, многие настроены нейтрально. Оценки одного и того же сообщения диаметрально противоположные. Не надо всем нравиться, это невозможно.

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь доступ ко всем лекциям и семинарам, а также чтобы получить сертификат бизнес-школы СКОЛКОВО
Допускается регистрация не более 3 человек от одной компании (проверка по ИНН)

«План Б» — это образовательная платформа для владельцев малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров, которую представляет вам компания «Билайн» в партнерстве с бизнес-школой СКОЛКОВО и РБК. Основные темы — лидерство, умение работать в команде, технологическое и управленческое совершенство компании.

Полная версия и возможности обучения открыты только для зарегистрированных пользователей, которые смогут бесплатно прослушать лекции 7 знаменитых предпринимателей и 15 бизнес-тренеров, а также ознакомиться с дополнительными материалами по каждой из 8 тем нашего курса.

Представьтесь, пожалуйста: